Начнем с того, что на данный момент ВСЕ Пункты технического осмотра (ПТО) принадлежат коммерческим структурам.

 

Видимо, наличие в ПТО сотрудников в форме вводит большинство людей в наивное заблуждение о том, что центры государственного технического осмотра все еще полностью находятся в ведении МВД. Будет целесообразно подробно разобрать внутреннюю структуру ПТО, функции гражданских и негражданских сотрудников, чтобы у людей было четкое, а главное – неискаженное представление о работе ПТО в целом.

 

В сферу полномочий коммерческой составляющей ПТО входит непосредственное осуществление проверки технического состояния ТС с применением средств диагностики.

И контролеры, обеспечивающие эту проверку, являются сотрудниками коммерческой структуры. Говоря о контролерах, следует отметить, что они проходят обучение в специализированных учреждениях, после чего им выдается свидетельство, удостоверяющее их квалификацию. Систематически они проходят переподготовку, имеют соответственно проверяемому ими виду ТС категорию по управлению. То есть контролер, проверяющий на соответствие государственному стандарту состояние легкового автомобиля, имеет категорию по управлению легковым автомобилем и т.д.

 

Регламент проведения техосмотра устанавливается государством в нормативно-правовых актах («Постановление Правительства Российской Федерации о государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», «Постановление Правительства Российской Федерации о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и др.). И контролер не просто знает регламент, он проводит технический осмотр, повинуясь этому регламенту. Кроме того, руководствуется ГОСТами в области эксплуатации ТС.

 

Сами же диагностические линии, установленные для проверки технического состояния ТС, ежегодно проходят поверку ФГУ РОСТЕСТом.

Каждый прибор, включая такие измерительные инструменты как линейки, штангенциркули, имеет либо сертификат о калибровке, либо свидетельство о поверке, либо аттестат, удостоверяющий его точность. Даже площадка для проверки света фар подлежит сертификации РОСТЕСТом.

 

Вся процедура проверки технического состояния ТС компьютеризирована. Что исключает человеческое вмешательство в этот процесс. То есть контролер не может умышленно повлиять на результат тестирования ТС во время техосмотра. Поэтому обвинения сотрудников ПТО в целенаправленной подмене результатов проведенного технического осмотра не имеют под собой разумных оснований. И общепринятое «техосмотр пройти нереально» гораздо больше связано с состоянием самих ТС, чем с проверяющими их людьми.

 

Помимо многочисленных сертификатов, регулирующих работу сотрудников ПТО, точность и исправность средств диагностики, контроль за деятельностью ПТО в целом осуществляет ГИБДД г. Москвы, а также Государственное унитарное предприятие «Московская городская служба технического контроля» (ГУП МГСТК).

 

 

 

Что касается сотрудников ГИБДД на ПТО, то ситуация следующая.

Коммерческие структуры на тендерной основе заключают государственный контракт на проведение проверки технического состояния ТС. Контракт трехсторонний: заказчики – ГУВД г. Москвы и Департамент транспорта и связи г. Москвы, исполнитель – конкретная коммерческая структура.

 

На основе контракта ГУВД г. Москвы выделяет на ПТО госавтоинспекторов, которые осуществляют проверку ТС на угон, подлинность предоставленных документов и принимают окончательное решение на основании диагностических карт (подготовленных контролерами) о выдаче или невыдаче талона о прохождении государственного технического осмотра.

Таково соотношение и схема взаимодействия коммерческой и государственной составляющих ПТО.

 

Ценовая сторона вопроса же является наименее выигрышной не столько для владельцев ТС, сколько для предпринимателей, строящих свой бизнес на государственном техосмотре. Напомним, что размер стоимости техосмотра устанавливается государством, в данном случае – правительством г. Москвы.

 

Напомним, что госпошлина на право прохождения техосмотра составляет 300 рублей, стоимость же самой проверки легкового автомобиля – 690 рублей.

 

Исходя из того, что коммерческие структуры за свой счет приобретают диагностическое оборудование, арендуют помещение, либо покупают землю под ПТО, стоимость прохождения техосмотра с учетом инфляции не дотягивает даже до фактической цены пятилетней давности.

К тому же, льготная категория граждан проходит техосмотр за счет коммерческих структур. Уплачивая лишь 300 рублей в счет госпошлины, которые, понятное дело, идут в казну, такой гражданин получает бесплатный техосмотр, стоимость которого никак не компенсируется организации, выполнившей техосмотр, государством. Государство берет на СЕБЯ заботу о социально незащищенных категориях граждан, но осуществлять эту заботу вменяет коммерческим структурам, итак со всех сторон придавленных налогами и установленными государством фиксированными ценами на их услуги.

 

Цена в 690 рублей крайне мала для получения какой-либо адекватной прибыли, а значит, выплаты адекватной заработной платы сотрудникам ПТО. Отсюда стремление некоторых контролеров любым путем заработать «левые деньги», несмотря на то, что подобные случаи злоупотребления своей должностью вскрываются и повинные в них люди наказываются. Данные случаи единичны, но они имеют место.

 

Водители же видят лишь те сложности в прохождении планового государственного техосмотра, которые касаются их лично. Не понимая при этом, что причина большинства из них кроется в них самих.

 

Свое нежелание проходить техосмотр они часто объясняют тем, что это бессмысленная трата времени и нервов, что пройти техосмотр заведомо невозможно, а потому и пытаться не стоит. Легче заплатить более высокую «нелегальную» сумму всякого рода посредникам и без хлопот получить вожделенный талон. Опять же – сами толкают сотрудников ПТО на незаконный сбор, на что затем громко и с негодованием жалуются.

 

Почему же при упоминании техосмотра в сознании всегда всплывает образ нескончаемой очереди? И снова истоки этой проблемы кроются в недисциплинированности, присущей нашим водителям. Необходимость пройти очередной техосмотр вспоминается всеми в одно и то же время – в последнюю неделю месяца – это во-первых; во-вторых, водители совершенно не хотят пользоваться ПТО «по месту жительства».

 

74 ПТО в Москве заботливо распределены по округам Москвы с учетом примерной численности ТС на формально закрепленных за ПТО участках. Но водителям невдомек, что можно зайти на сайт МГСТК (www.mgstk.ru), узнать о ближайших ПТО, позвонить по указанному там номеру телефона, осведомиться о графике работы, особых днях для определенных видов транспорта, чтобы не приезжать не туда и не тогда и не трепать себе и сотрудникам ПТО нервы.

 

 

Hosted by uCoz