Вечный
с 1 июля спор, можно ли считать поворот налево или разворот через две сплошные
линии выездом на встречную полосу со всеми вытекающими последствиями в виде
решения прав, так до сих пор и не решен. В российских регионах считают, что
поворот и разворот не должны караться по злополучной статье 12.15.3. В столице
же известны случаи, когда поворачивающих через сплошную лишали прав.
«Газета.Ru»
уже писала о правоприменении статьи 12.15.3 нового КОАП.
Напомним,
что она карает штрафом в 3–5 МРОТ или лишением прав на 2–4 месяца за выезд
на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях если это запрещено Правилами дорожного движения.
В
тех же ПДД описано четыре случая, когда запрещено выезжать на
встречку: выезд
а
именно:
-
выезд, но не пересечение, на встречную полосу на дороге, имеющей более двух полос в каждом
направлении;
-
выезд на крайнюю левую полосу на
двухсторонних дорогах, имеющих три полосы;
-
обгон с выездом на встречную
полосу на регулируемых перекрестках, в конце подъема и на других участках дорог
с ограниченной видимостью;
-
объезд стоящих перед
железнодорожным переездом автомобилей по «встречке».
Так
трактует кодекс человек, который разрабатывал его и вкладывал определенный
смысл в каждое слово – начальник отдела административной практики и дознания
российского ГИБДД Владимир Кузин.
Официальной
трактовки этих ситуаций, однако, не существует. Поэтому каждый пытается
интерпретировать ее так, как ему удобно.
Есть
гаишники, которые считают : поворот или разворот через сплошную не есть выезд
на встречную полосу. Вот точка зрения начальника ГИБДД Самары Игоря Рудакова,
высказанная им на интернет-сайте своей организации: «Пункт 9.2 ПДД,
запрещающий выезжать на сторону встречного движения, находится в разделе 9
«Расположение транспортных средств на проезжей части» и не касается поворотов
налево и разворотов, выполнение которых регламентировано разделом 8 «Маневрирование».Таким
образом, пункт 9.2 и статья 12.15.3 КоАП работают, только когда водитель,
осуществляя движение из пункта А в пункт В без изменения направления движения,
выезжает на встречные полосы и используют их для прямолинейного движения.
Поворот налево или разворот через сплошную линию разметки противоречит
требованию пункта 1.3 ПДД и подпадает под статью 12.16 КоАП (это наказывается
штрафом в 0,5 МРОТ). При отсутствии разметки и знаков, развороты и повороты
налево на четырехполосных дорогах (и более широких) вообще не являются
нарушением. Попытки наших отдельных сотрудников ДПС обвинять водителя в
нарушении пункта 9.2 в таких случаях необоснованны и зачастую рассчитаны на
некомпетентность и «неграмотность» водителей. Обычно до составления протокола дело
не доходит, так как инспектор понимает, что не прав».
Схожей
точки зрения придерживается начальник Воронежской ГАИ Верзилин. Он даже издал
специальное указание на сей счет: подробно отражать сущность нарушения и не
ущемлять права и интересы граждан. Полковник Верзилин пишет: «Так как в статье
имеется ссылка на Правила дорожного движения, она применима, только когда в
пункте правил, который нарушил водитель, прямо говорится о выезде на сторону
проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Далее он
перечисляет эти случаи, добавляя довольно спорное положение о выезде на
встречные трамвайные пути (он запрещен, однако трамвайные пути, по ПДД, не
являются проезжей частью). Однако так мыслят далеко не все.
Как
мы уже писали, депутат Госдумы Виктор Похмелкин подал депутатский запрос в МВД
– то ведомство, к которому относятся гаишники. Заместитель министра Александр
Чекалин считает, что разворот или поворот налево может трактоваться по статье
12.15.3: «В соответствии с пунктом 9.2 Правил на дорогах с двухсторонним
движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону
дороги, предназначенную для встречного движения. При этом правилами не
оговаривается, при совершении какого маневра (обгона, объезда, поворота налево
или разворота) осуществляется выезд на полосу встречного движения».
Примерно
также трактуют ПДД и некоторые гаишники. В Москве известны случаи, когда
грамотные сотрудники этой организации, в основном с юридическим образованием,
доказывали водителю в суде – поворот или разворот есть встречка. Например, это
касается 9-го отдела ДПС на спецтрассе, о чем «Газета.Ru» уже рассказывала.
В общем, ясности в этом
вопросе нет. Не будет ее до тех пор, пока понятие выезда на
встречную полосу четко не определят депутаты Госдумы, которые и принимали
нынешний кодекс. Пока у «Газеты.Ru» нет информации о том, чтобы подобный
законопроект вносился на рассмотрение.
Источник:
"Газета.Ru"