Случай за забором
Материалы сайта : http://www.bpi.ru
6.06.2003
Некоторые формулировки правил страхования
допускают различные трактовки и способны создать массу проблем страховщикам и
их клиентам.
В процессе обсуждения автогражданки
общественность в большей степени волновали полисов и размеры штрафов для тех,
кто попытается уклониться от обязательного страхования. На правила страхования,
по сути представляющие собой типовой договор между страховщиками и их
клиентами, мало кто обращает внимания. А зря: внимательного читателя некоторые
пункты правил просто ставят в тупик. Взять хотя бы статью 2, п.9. подпункт
"к", в соответствии с которым не считается страховым случаем вред,
причиненный при движении транспортного средства по внутренней территории
организации. Проблема в том, что даже специалисты страховых компаний
затрудняются дать четкое определение этой "внутренней территории",
равно как и подкрепить свои слова ссылками на правовые нормы.
Поясним на примере.
Представителям крупных страховых компаний был задан такой вопрос: машина
хранится на стоянке при гостинице, территория обнесена забором, имеется охрана,
шлагбаум, пропускная система. Будет ли столкновение на такой стоянке считаться
страховым случаем при обязательном страховании?
Как и следовало ожидать, мнения у специалистов
страховых компаний разошлись. Только в одной компании согласились признать
случай страховым независимо от характеристик автостоянки и объяснили это так:
"...территория, имеющая статус автостоянки, независимо от того,
общедоступная она или нет, является автостоянкой, и под действие страхования
подпадает".
Большинство же страховщиков полагают, что инциденты на "закрытой"
(огороженной) стоянке страховым случаем при обязательном страховании считаться
не будут. Аргументы в пользу такой позиции они приводили различные, вплоть до
самых экзотических. Вот цитата из ответа одной из компаний :
"...внутренней территорией организации можно считать территорию, которая
не может быть признана дорогой; территорией, прилегающей к дороге и
предназначенной к движению транспортных средств. Таким образом, страховым
случаем не является возникновение гражданской ответственности автовладельца
вследствие причинения вреда на автостоянке, расположенной вне дороги и вне
территории, прилегающей к дороге и предназначенной к движению транспортных
средств". Выходит, что здесь намерены делить стоянки на
"придорожные" и остальные. Понравится ли это страхователю?
В другой компании определить понятие
"внутренней территории" дать затруднились и решили сослаться на опыт.
"На практике многие страховые компании (и наша тоже) поступают так: если
сотрудники ГАИ (или местного ОВД) приезжают и составляют протокол, то это
страховой случай. А если не приезжают - то нет. А не приезжают они, например,
на территорию воинских частей или режимных объектов". Понятно, что мало
кого из страхователей занесет нелегкая на территорию воинской части или
какого-либо завода вроде ЗИЛа или АЗЛК. Поэтому мы попытались уточнить, как
быть с другими стоянками - например, подземными (как под зданием Смоленского
пассажа в Москве - очень даже "внутренняя территория") или стоянок
при магазинах ("Метро", "ИКЕА") и др. "Несколько раз
видел ГАИшников, оформлявших аварии на стоянке у "Рамстора", -
заметил сотрудник той же компании. Его коллега уточнил, что, возможно, в каждом
случае вопрос будет решаться индивидуально. Попытки выяснить, как быть, если
столкновение произошло на территории организации, которая специализируется на
предоставлении услуг по хранению автомобилей (гаражные кооперативы,
многоуровневые паркинги и др.) также успехом не увенчались.
Юристы следующей компании дали примерно такой
ответ: "внутренней территорией организации считается участок земли,
прилегающий к зданию организации, принадлежащий ей на законном основании".
Последнее уточнение особенно ценно. Поставьте себя на место клиента некоей
стоянки, который пытается выяснить законность выделения земли и прочие
имущественные вопросы. В наших условиях дело вполне может закончиться ущербом для
здоровья выясняющего.
Очередной представитель страхового сообщества сформулировал ответ так:
"стоянки, если они существуют и организованы при какой-либо организации,
будут отнесены к внутренней территории организации, а вот стоянка,
организованная именно как стоянка (ГСК, МГСА и т.п.) по закону об обязательном
АГО относится к территории, на которую распространяется действие обязательного
страхования". В общем, дорогие клиенты, срочно переезжайте в гаражи. Или
ставьте машины вдоль дороги. Иначе не надейтесь, что вам оплатят поцарапанную
дверь или оторванное зеркало в рамках обязательной автогражданки. Заметим, что
при добровольном страховании ответственности подобных вопросов даже не
возникало - никому из страховщиков не приходило в голову снабдить договоры
подобного рода условиями.
Выяснить, кому пришло в голову внести пассаж о
внутренних территориях в текст закона (в утвержденные правительством правила
страхования он перекочевал именно оттуда), ныне не представляется возможным.
Как отметил начальник отдела методологии РСА Владимир Козлов, когда в законе
написано что-то хорошее, дельное, то авторов находится много. А в данном случае
- все равно никто не сознается. Кстати, в РСА тоже не смогли прояснить вопрос
"внутренних территорий" - зачем в законе появилась такая формулировка
и что все-таки имелось в виду.
Что намерены делать страховщики после 1 июля,
непонятно. Видимо, не дождавшись каких-либо официальных (интересно, от кого они
должны исходить?) разъяснений, будут действовать, как и отвечают - кто во что
горазд. И необязательно, что на практике их действия будут соответствовать
вышеуказанным ответам - присланное по электронной почте и написанное в
интернет-конференциях к делу все равно не пришьешь.