Управление транспортным
средством, не прошедшим государственного технического осмотра, - влечет
предупреждение или наложение административного штрафа
в размере 0.5 минимального размера оплаты труда (МРОТ) (ст.12.1. КоАП
РФ), т.е. 50 рублей (см. Если платеж
выражен через минимальный размер оплаты труда, то с 01.07.2000...).
К статье 12.1
имеется важное примечание, запрещающее предъявление незаконных требований к
водителю при прохождении техосмотра:
"Порядок
и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются
Правительством Российской Федерации. При этом запрещается проводить
инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно
проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в
установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного
законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения
экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных
документов, не предусмотренных федеральным законом."
Правила требуют, чтобы талон о
прохождении государственного технического осмотра был размещен в правом
нижнем углу ветрового стекла.
Без прохождения государственного технического осмотра
эксплуатация транспортного средства после его регистрации в ГИБДД допускается в
течение 30 суток. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств
(болезнь, командировка и др.) этот срок продлевается при условии предъявления
документов, подтверждающих указанные обстоятельства (п.11 Основных
положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных
лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).
Выпуск на линию транспортного
средства, не прошедшего государственного технического осмотра, - влечет
наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и
эксплуатацию транспортных средств, в размере от 1 до 3 МРОТ, т.е. от 100 до 300
рублей (ч.1
ст.12.31. КоАП РФ).
Выпуск
в эксплуатацию транспортного средства - это разрешение на его использование или
указание на выезд в рейс.
Кроме того, если транспортное
средство не прошло государственного технического осмотра, то его эксплуатация
запрещается - при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до
устранения причины запрещения (ч.2 ст.27.13.
КоАП РФ). До принятия Правительством этого акта ГУ ГИБДД
дало указание не применять нормы частей 1 и 2 статьи 27.13 КоАП РФ,
т.е. не задерживать транспортные средства, а также не запрещать их эксплуатацию
со снятием регистрационных (номерных) знаков (п.2 Указания ГУ ГИБДД N 13/4-3000 "О
мероприятиях по реализации Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях").С даты введения
в действие КоАП РФ прошло больше года, а Правительство РФ до сих пор не
выпустило необходимый нормативный акт - субъекты РФ пытаются устранить этот
пробел в законодательстве и выпускают свои нормативные акты –
например, «Правила
задержания транспортного средства, помещения его на стоянку и хранения».
Приложение к постановлению Правительства Москвы от 3 июня 2003 года N 412-ПП, Положение о
специальных стоянках для хранения транспортных средств, задержанных на
основании статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (ред. от 03.06.2003). Приложение к постановлению
Правительства Москвы от 9 апреля 2002 года N 276-ПП (приняты на период до
принятия Правительством РФ соответстующего нормативного правового акта).